Полякова Вера Александровна, воспитатель

вечер досуга "Мифы и легенды Петропавловской крепости"

Из опыта работы: Сценарий вечера досуга "Мифы и легенды Петропавловской крепости" для детей старшего дошкольного возраста.

 

Предисловие

Город - один из сильнейших и полнейших воплощений культуры, один из самых богатых видов ее гнезд, где цветут высшие дары человечности.

проф. И.М.Гревс

Процесс  социокультурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город [2,7].

Вашему вниманию предлагается сценарий вечера досуга по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с мифами и легендами Петропавловской крепости. Работа была построена в соответствии с учебно - методическим пособием Солнцевой О.В., Кореневой - Леонтьевой Е.В. "ГОРОД - СКАЗКА, ГОРОД - БЫЛЬ".

Детей один раз в месяц знакомили с содержанием тематических встреч:

· Что такое крепость? Тайна имени крепости.

· О чем рассказывают скульптуры богини Афины у Петровских ворот?

· Тайна царского ботика.

· Легенды ангела Петропавловского собора.

· О  чем рассказывают фонари Иоанновского моста?

В группе постоянно после проведения тематических встреч находился альбом "Мы изучаем историю Санкт - Петербурга" с наглядным содержанием пройденного материала. Иллюстрации в альбоме были взяты с диска, который входит в состав выше указанного пособия.

Дети в любое время имели доступ к альбому. Воспитатели поощряли, когда ребята самостоятельно рассказывали по картинкам о городе Санкт - Петербурге друг другу.

Следует отметить высокую заинтересованность в группе историей родного города, дети с нетерпением ждали новых встреч, с удовольствием выполняли предложенные задания.

Родители были довольны рассказами детей дома о родном городе. По их просьбам, с их помощью были выполнены макеты к запланированному вечеру досуга, который был проведен в форме экскурсии, где экскурсоводами были дети.

Более подробное содержание вечера досуга представлено ниже.

 

Вечер досуга

(для детей старшего дошкольного возраста)

«Мифы и легенды Петропавловской крепости».

Цель: Развитие интереса к родному городу.

Задачи:

I. Презентация музея Петропавловской крепости.

II. Привлечение детей другой подготовительной группы к изучению родного города.

 III. Развитие диалогической и монологической речи в процессе подготовки вечера досуга.

IV. Развитие интереса к Санкт – Петербургу как субъектного качества ребенка старшего дошкольного возраста (см. приложение 1)

V. Формирование умения отвечать на вопросы, задаваемые детьми и родителями в процессе проведения экскурсии.

VI. Воспитание культуры поведения детей.

 

План проведения вечера досуга:

1.Торжественный вход детей под музыку «Преображенский марш Петра 1»

2. Чтение стихов А.С.Пушкина из поэмы «Медный всадник»

3. Танец под фонограмму песни «Дядя Петя» в исполнении шоу - группы Саманта в исполнении детей.

4. Экскурсия по музею Петропавловской крепости на тему «Мифы и легенды Петропавловской крепости» (экскурсию проводят дети; экспонаты выполнены родителями). Текст к экскурсии взят из методического пособия «Город – сказка, город быль». Авторы: Солнцева О.В., Коренева – Леонтьева Е.В.

5. Исполнение песни «Санкт – Петербург гордая белая птица» (первый куплет и припев).

6. Самостоятельное посещение музея детьми вместе с родителями.

7.Получение подарков – сувениров в виде открыток на выходе из музея с целью развития интереса к дальнейшему изучению истории родного города.

Аттрибуты: трон Петра 1, царская корона на подушечке, видео слайды «Афина Поллада», «Афина Полиада», «Памятник фонарщику»; экспонаты музея: Петропавловский собор, шпиль Петропавловского собора с ангелом, скультура Зайца,  бастионы Петропавловской крепости, пушка на бастионе, карильон, монетный двор, Ботный домик, Ботик, Петровские ворота,  выставка песчаных фигур, Иоанновский мост, щит с изображением гаргоны медузы, щит и меч (обтянутые блестящей бумагой); сувенирные открытки с изображением экспонатов музея (подарок для посетителей музея).

Целевая аудитория: дети подготовительной группы, родители.

Ход проведения вечера досуга:

1.Торжественный вход детей под музыку «Преображенский марш Петра 1»

2.Стихи:

1 ребенок:

 На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко…..
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

И думал он:

2 ребенок:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

3. Танец под фонограмму песни «Дядя Петя» шоу - группы Саманта в исполнении детей (см. приложение №2)

4. Экскурсия:

 

 

1 часть:

1 ребенок: Сегодня мы Вам расскажем о легендах Петропавловской крепости.

Жил- был царь Петр 1, и решил он построить крепость. Она расположена на острове. А что такое остров? ( ответы детей).

Правильно, остров – это часть земли, со всех сторон окруженная водой.

Крепость эту велел построить царь Петр 1. Долго он думал, какое место ему выбрать. Но однажды высадился царь на острове, что на реке Неве находился. Остров тот назвали заячьим, так как там было много зайцев. Сегодня там можно увидеть скульптуру зайца.

2 ребенок: Крепость Петр 1 назвал Петропавловской, в центре ее заложил церковь святых Петра и Павла. Как вы думаете, в честь кого Петр 1 назвал крепость? (ответы детей).

Правильно, в честь святых апостолов Петра и Павла. Апостол Петр был ангелом царя Петра 1.

3 ребенок: Давайте рассмотрим стены крепости, из чего они сделаны? (ответы детей).

Сначала стены делали из земли, а потом Петр 1 решил укрепить стены, поэтому стены стали выкладывать из камня.

4 ребенок: А что еще защищает крепость, кроме стен? (ответы детей).

Конечно же пушки. Как вы думаете почему стреляет пушка, разве на крепость кто – нибудь нападает? (ответы детей).

Пушки Петропавловской крепости стреляют каждый день в 12 часов дня. Послушайте стихотворение, которое называется  «Полуденная пушка» (см. приложение №3).

5 ребенок: Но пушкам было мало места на стенах, поэтому в углах крепости были построены широкие выступы – башни. Давайте вместе посчитаем, сколько углов у каждой башни (все хором считают).

Правильно, 5 углов. Пятиугольные башни называют бастионами.

6 ребенок: Как же попасть в крепость? (ответы детей).

Для этого в крепости были сделаны ворота. У ворот всегда солдаты – часовые. Они охраняли вход в крепость. Но крепостные ворота охраняли не только люди, а еще и сказочные персонажи.

2 часть

1 ребенок: С Давних пор люди считали, что ворота – это фантастическое место. Они разделяют добрый, домашний мир и таинственный мир вокруг. Ворота не впустят врагов на порог и не выпустят тепло из дома. Сегодня, мы познакомимся с самыми первыми воротам в нашем городе. Это Петровские ворота.

2 ребенок:  У ворот есть разные защитники города. Кроме привычных солдат, есть и сказочные защитники. Посмотрите на две женские фигуры в углублениях ворот. Это волшебные защитницы нашего города – богини Афины. Одна Афина – городская богиня, другая Афина – воительница, она готова сражаться с врагами нашего города.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение про двух Афин (см. приложение 4).

Педагог выводит на экран изображение Афины Поллиады (городской богини).

3 ребенок: Городская богиня Афина Поллиада держит в руке зеркало. Давайте, узнаем для чего?

Я возьму в руку зеркало так же, как держит его Афина. А теперь не оборачиваясь, посмотрю в зеркало. Как вы думаете, что я увидел? (воспитатель проходит за спиной у ребенка и держит в руке картинку парусника).

Что же может увидеть при помощи зеркальца Афина? (ответы детей).

Правильно, Афина может увидеть в нем корабли, подплывающие к нашему городу. Если бы корабль был вражеским, то на помощь пришла бы вторая Афина – Афина воительница.

4 ребенок:  У Афин Петровских ворот есть помощники. Какое волшебное существо вы видите на скульптуре городской богини? (ответы детей). Правильно, змея. Она умеет заранее чувствовать приближение опасности. Поэтому может предупредить Афину о наступлении врагов.

Воспитатель выводит на экран Афину воительницу.

5 ребенок:  У Афины – Воительницы можно разглядеть на шлеме ящерицу саламандру. Она говорит нам о том, что наш город в огне н горит, в воде не тонет. Афина – воительница никогда не снимает своего шлема. Раньше в ее руке был факел. Как вы думаете, зачем он был нужен? (ответы детей). Правильно, с его помощью богиня готова охранять вход в крепость даже ночью. Скульптура богини Афины очень старинная, поэтому факел не сохранился.

 

3 часть

Воспитатель включает аудиозапись «Волны» и говорит: «Давайте закроем глаза и послушаем шум волны (воспитатель выводит на экран изображение реки Невы)  Откройте глаза, перед вами река Нева.

1 ребенок: Гулял однажды Петр 1 по Заячьему острову. Вдруг увидел мальчика на берегу. Вырыл мальчик канавку и спустил кораблик на воду. Вспомнил царь, что и он когда – то любил пускать кораблики на воду. Но кораблик его был побольше, чем у мальчика. Были у него и весла и парус. Называли кораблик Ботиком (Ботик от английского слова boat – лодка).

2 ребенок: Подумал царь: «Где же сейчас мой старый друг Ботик? Вот бы он обрадовался, если бы узнал какой сейчас флот у России. Надо его сюда привезти!».

3 ребенок: Приказал Петр 1 слугам найти свой Ботик и доставить его в крепость. Привезли слуги ботик в крепость, стали ему место искать. Поставили его сначала под специальным навесом. Но через годы, загрустил ботик под навесом, простудился и заболел.

4 ребенок: Заметили люди печаль ботика и сказали о том дочери Петра 1, царице Елизавете Петровне. Позвала царица архитектора и приказала ему придумать для Ботика специальный дом. Нарисовал архитектор план, царице он понравился. Построили по плану для Ботика домик и назвали его «Ботный домик».

Стали люди думать, чем бы украсить Ботный домик. И решили поставить на крышу Ботного домика статую. Назвали статую Навигацией. Она рассказывает людям о том, что Ботный домик хранит память о плавании ботика по рекам и озерам. В руках у Навигации весло, которое также напоминает о плавании ботика.

5 ребенок: Сейчас в Ботном домике музей. Там можно увидеть не только копию корабля Петра 1, но и маленькие модели судов того времени.

 

 

 

 

 

4 часть:

Воспитатель включает музыку «Аве Мария» и спрашивает: «Как вы думаете, кто это поет?» (ответы детей). Говорят, что если бы люди могли услышать голоса ангелов, то они были бы похожи на самые красивые и чистые голоса детей. Сейчас наша история про ангела, который любит и охраняет наш город.

1 ребенок: Когда царь Петр 1 задумал построить наш город, то многим людям это не нравилось. И стали люди плохое говорить о месте, где начали строить наш город. Петру 1 захотелось, чтобы люди, так же как и он, полюбили новый город. Тогда царь решил поселить в городе ангела. Но царю хотелось, чтобы ангела могли увидеть все люди. Как вы думаете, где царь мог поселить ангела? (ответы детей). Правильно, на самом высоком месте в городе. Но наш город находится на овном месте, здесь нет высоких мест.

2 ребенок: Тогда царь решил построить в крепости собор с колокольней – высокой башней, на которой находятся колокола. У колокольни было несколько этажей (ярусов). А чтобы колокольня казалась еще стройнее, ее украсили завитками (волютами).

3 ребенок: Крышу колокольни царь приказал построить в форме шпиля. Шпиль похож на спицу, на иглу. С немецкого языка слово «шпиль» переводится как «спица» или «игла».

На вершине шпиля прикреплен шар. Он похож на яблоко. Его так и называют, яблоко. Но это «яблоко» не простое, оно состоит из двух половинок. Когда колокольню реставрируют, внутрь яблока кладут записки для будущих поколений.

В яблоко вставлен крест. Ангел держится за крест  и летит над городом. Его волосы развеваются, потому что наверху очень холодно, там всегда ветер.

Пальцы ангелам сложены вот так (показ жеста) (картинка).

Есть легенда,  которая говорит о том, что в случае большой опасности нашему городу, Ангел будет защищать наш город как воин. Для этого небесные силы опустят ему в руку огненный меч, которым он победит любых врагов (воспитатель опускает ребенку в руку меч).

4 ребенок:

Петру 1 захотелось, чтобы ангела не только видели, но и слышали. Поэтому на колокольне царь приказал  устроить карильон.

Карильон – необычный инструмент. В нем много колоколов. Играть на этом инструменте очень трудно, потому что колокола тяжелые (ребенок подходит к карильону и имитирует игру на инструменте, педагог в это время включает звучание настоящего карильона).

А сейчас давайте послушаем, как звучит настоящий карильон.

5 часть:

1 ребенок: Санкт – Петербург с первых дней существования располагался на нескольких островах. Что нужно было делать царю, чтобы перебираться с острова на остров? Нужно было строить мосты. Сейчас я расскажу вам про первый мост в Санкт – Петербурге и его хранителей. Называется мост Иоанновский. Назвали в честь брата Петра 1, его звали Иваном (Иоанном). На мосту есть решетка. Для чего? (ответы детей). Есть фонари. Для чего? (ответы детей).

2 ребенок: Давным – давно люди думали, что освещать улицы необязательно. Можно ведь ходить по ним только, когда светло, а в темное время сидеть дома. В городах не было освещения. Царю Петру 1 сидеть вечером дома совершенно не нравилось. И тогда он решил привезти в Россию фонарь. Уличных фонарей тогда во всем мире было мало, и освещали они, в основном, дворцы. И вот царь решил поставить фонари по всему городу.

Воспитатель выводит на экран слайд с изображением памятника фонарщику в Санкт – Петербурге.

3 ребенок: Первые фонари имели охранника – фонарщика. Ведь фонари придумали тогда, когда не было электричества. Каждый вечер фонарщик наливал в фонарь льняное масло, зажигал его, а каждое утро – гасил.

Давайте посмотрим на памятник фонарщику. Какие приспособления были у него? (лестница, бутыль с маслом). А сейчас предлагаю всем послушать песенку фонарщика (воспитатель включает песенку фонарщика).

4 ребенок: Позже, люди захотели, чтобы фонари не только освещали город, но и украшали его. Давайте внимательно рассмотрим фонари на Иоанновском мосту. Они украшены щитами с изображением горгоны Медузы. Когда то горгона Медуза была страшным чудовищем. Каждый, кто встречал ее взгляд, превращался в камень. Многие храбрые люди пытались победить горгогу Медузу, но не могли. Все они каменели от взгляда страшилища. Греческий герой Персей догадался, как с ней справиться. Сделал он это с помощью отполированного, как зеркало щита. Эту хитрость ему  подсказала мудрая богиня Афина. Как вы думаете какая (ответы детей).

5 ребенок: Когда Персей сражался с Медузой, он смотрел в отполированный щит на ее отражение(ребенок держит в руках щит и рассказывает). Когда Персей победил горгону Медузу, он принес богине Афине свой щит, в котором отразилось страшное лицо горгоны Медузы. Поэтому часто богиню Афину изображают со щитом, на котором видна голова горгоны Медузы.

6 часть:

1 ребенок: А сейчас внимательно рассмотрим Монетный двор. Мы можем увидеть, что на Монетном дворе чеканят монеты, делают медали и ювелирные украшения. Чтобы гости Петропавловской крепости могли познакомиться с изделиями Монетного двора – в крепости есть музей – магазин. Вы можете в нем увидеть старинные монеты, весы для взвешивания драгоценностей.

2 ребенок: Мы с вами сегодня увидели, что много интересного есть в Петропавловской крепости. Так же вы сможете интересно провести здесь время. Не случайно, второе название заячьего острова Веселый остров. В крепости вы можете летом увидеть фестиваль песчаных фигур, послушать выступление артистов.

Давайте и мы сегодня попробуем себя в роли артистов и споем песню про Санкт – Петербург.

5. Совместное исполнение песни «Санкт – Петербург гордая белая птица»(см. приложение №5).

6. Самостоятельное посещение музея.

 Воспитатель: Сейчас мы предлагаем Вам познакомиться с экспонатами музея поближе. На выходе из музея Вас ждут сувениры – открытки в подарок об экскурсии.

7. Получение подарков – сувениров в виде открыток на выходе из музея с целью развития интереса к дальнейшему изучению истории родного города.

Заключение

В итоге проведенной работы по ознакомлению старших дошкольников с мифами и легендами Петропавловской крепости, дети:

обогатили знания о городе Санкт - Петербурге;

накопили опыт общения со  сверстниками по выше указанной теме;

научились презентовать знания в форме проведения экскурсии;

Особая ценность проделанной работы заключается в развитии у детей и родителей интереса к дальнейшему изучению истории родного города.

После проведения вечера досуга, в детском саду открылся музей  Петропавловской крепос

 

Литература:

1. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Л., 1990.

2. Солнцева О.В., Коренева - Леонтьева Е.В. Город - сказка, город - быль. Знакомим дошкольников с Санкт - Петербургом: учебно - методическое пособие - СПб.: Речь, 2013.

3. Солнцева О.В., Коренева - Леонтьева Е.В. Как проектировать педагогическую технологию краеведческого образования дошкольников. - Современный детский сад. Научно - методический журнал для педагогов и родителей. М., 2009. №4.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение., 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Интерес к Санкт – Петербургу как субъектное качество ребенка старшего дошкольного возраста (О.В.Солнцева)

 

 

 

 

 

Приложение №2

Песня «Дядя Петя» (в исполнении шоу – группы Саманта)

Утором рано солнышко встает,
Городу улыбки раздает
Снова по домам 
Не сидится нам, 
Тянем на прогулку наших мам.
Что это за купол золотой?
Что это за кони над рекой?
Как же им ням-ням, 
Каменным коням,
Кто это придумал нам?

Припев:
Дядя Петя, дядя Петя!
Целых триста лет назад
Чудеса придумал эти, 
Был Царем он, говорят!
Дядя Петя, дядя Петя!
Всюду Первый, с малых лет.
Лучше города на свете
Просто не было и нет!

Дядя Петя бревна сам стругал,
Сам рукой подковы разгибал.
Мачты к парусам
Прибивал он сам,
Только пыль летела по усам!
Вот бы стать таким, как дядя Петь!
За штурвалом в море песни петь!
Мне б царицей стать.
Красотой блистать!
Где корону мне достать?

Припев:
Дядя Петя, дядя Петя!
Целых триста лет назад
Чудеса придумал эти, 
Был Царем он, говорят!
Дядя Петя, дядя Петя!
Всюду Первый, с малых лет.
Лучше города на свете
Просто не было и нет!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

«Полуденная пушка» (М.Борисова)
Стреляет в полдень пушка,
скрывается в дыму.
Когда стреляет пушка,
Не страшно никому!
Шумит вода речная
У крепосной стены
А пушка ведь ручная:
Она не для войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Стихотворение об Афинах

Афины у ворот стоят,

Вход в нашу крепость сторожат.

У Полиады в зеркале видны

Просторы синие Невы.

И, если судно злое к нам придет,

Она сестре своей шепнет,

А от воинственной Паллады

Не будет никому пощады.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

«Санкт – Петербург гордая белая птица»

1 – й куплет:

Город проснулся с утра
Полупрозрачный и светлый.
Тысячи просек Петра
Вымыты ливнем и ветром.
Встали на место мосты,
Вспыхнули острые шпили...
И закружили, и закружили
Город петровской мечты.

Припев (2 раза):
Санкт-Петербург -
Гордая белая птица.
Санкт-Петербург -
Бронзовый царь и царица.
Санкт-Петербург -
Славы российской столица.
Это частица, сердца частица,
Город наш, Санкт-Петербург.

9 июня 2020 в 17:09

Прикреплённые файлы:

Документ: вечер досуга "Мифы и легенды Петропавловской крепости"

Описание файла:

Файл называется: vecher-dosuga-mify-i-legendy-petropavlovskoi-kreposti_9ob0k.docx

Это официальный файл организации «Полякова Вера Александровна, воспитатель», в нём содержится вечер досуга "Мифы и легенды Петропавловской крепости".

Размер файла: 2,16 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.